Алкоголь и психотропные средства
В крови водителя принцессы Дианы Анри Поля в ее последней автомобильной поездке была обнаружена опасная смесь алкоголя и психотропных препаратов. Именно это было причиной фатальной для Дианы, Доди Файеда и Поля аварии. «Мерседес», которым управлял Поль, врезался в столб в туннеле шоссе з рано утром 31 августа 1997 гола.
Одним из препаратов был серотонинергический антидепрессант, нередко вызывающий эйфорию. Другим – атипичный нейролептик, который во Франции чаще всего назначают выздоравливающим алкоголикам. Французские медицинские эксперты считают, что сочетание этих двух веществ с алкоголем усиливает чувство эйфорию с неадекватной оценкой ситуации. Также уменьшает время реакции водителя и искажает длительное восприятие.
«Трудно представить себе комбинацию хуже», — заявил Рене Сэлинджер, известный парижский психиатр
Ральф Хингсон, председатель факультета социальных и поведенческих наук Школы общественного здравоохранения Бостонского университета, сказал, что диапазон потребления алкоголя, необходимый для достижения концентрации 1,8 грамма на литр, обнаруженного в крови Пола, составил от восьми до девяти «порций» спиртного натощак.
«Человек с таким уровнем алкоголя в крови обычно встречается среди водителей, получивших травмы в фатальных автомобильных авариях», — добавил Хингсон.
Французская газета «Либерасьон» сообщила, что Анри Поль провел большую часть из двух часов между своим возвращением на работу в субботу около 22:00 и своей роковой поездкой за выпивкой в одном из баров отеля «Ритц» с двумя телохранителями друга Дианы Доди Файеда.
«Я видел, как он выпил два порции аперитива», — сказал журналисту сотрудник отеля. «Потом они все встали вместе. Мистер Поль споткнулся об официанта; затем он ушел, пошатываясь».
В инструкциях для пациентов в отношении серотонинергического антидепрессанта, обнаруженного в крови Поля, говорится: «Этот препарат может изменять внимание и способность быстро реагировать. Это следует иметь в виду при вождении транспортных средств и использовании движущихся механизмов». В инструкции ко второму препарату, атипичному нейролептику, просто сказано: «Воздержитесь от алкогольных напитков во время курса лечения. Ни в коем случае нельзя принимать препарат в сочетании с алкоголем».
Известно, что алкоголь сам по себе усугубляет симптомы депрессии, но он также является одной из наиболее причин негативных эффектов антидепрессантов. Антидепрессанты на основе ингибиторов моноаминоксидазы в сочетании с алкоголем могут поднять кровяное давление до опасного уровня и даже привести к инсульту.
Употребление алкоголя усиливает избыток серотонина в организме и мозге. Поэтому его сочетание с селективными ингибиторами обратного захвата серотонина, упомянутыми выше серотонинергическими антидепрессантами (СИОЗС) может привести к повышению уровня серотонина. Причем достаточно высокому для того, чтобы вызвать так называемый серотониновый синдром . Серотониновый синдром может включать в себя возбуждение, раздражительность, спутанность сознания, потливость, тремор, диарею, повышение артериального давления с тахикардией и/или аритмией ,а также подергивание и ригидность мышц.
Нейролептики, даже «дневные» и атипичные, также обладают седативными свойствами. Которые алкоголь и усиливает. Это может привести к серьезному нарушению координации и угнетению работы дыхательного центра. Высокие дозы алкоголя и нейролептиков также могут вызвать серьезное повреждение печени.
Примерно также как в случае с нейролептиками действует сочетание спиртного и транквилизаторов, которые широко используются в лечении неврозов и для купирования алкогольной абстиненции.
Опасность состоит в том, что сонливость и расстройство координации могут наступить внезапно, абсолютно неожиданно для пациента. И даже небольшой объем спиртного многократно усиливает угнетающий нервную систему эффект относительно малой дозы даже однократно принятого психотропного средства. То есть спирт и психотропные средства взаимно и часто весьма непредсказуемо усиливают влияние друг друга на психику незадачливого «экспериментатора».